К сравнению добавлено санаториев: 0
Нажмите на иконку рядом с
санаторием, чтобы добавить его в лист сравнения
Яркие вагончики деловито снуют по живописным улицам Пятигорска. Без трамвая невозможно себе представить этот небольшой курортный городок. Ни в одном из соседних курортов такого транспорта нет.
Всего в городе восемь трамвайных маршрутов. Они охватывают курортную зону, промышленную, новые микрорайоны и четыре железнодорожные станции. Общая протяжённость трамвайных путей — больше 45 км. Уникальность пятигорского трамвая в том, что он узкоколейный — ширина между рельсами составляет 1 метр. Из всех российских городов подобная узкоколейка есть только в Калининграде. Узкое расстояние между рельсами обуславливает дизайн и форму вагонов: они компактные и изящные.
История пятигорского трамвая начинается в 1898 году, когда Р. Р. Лейцингером был поднят вопрос об оснащении быстро развивающегося курортного города электрическим транспортом. Задача будущего трамвая состояла в том, чтобы соединить новые районы и железнодорожный вокзал с курортной зоной для удобства отдыхающих.
Недалеко от Ессентуков, на реке Подкумок, компанией «Сименс и Гальске» была построена крупная гидроэлектрическая станция «Белый уголь». Электроэнергия станции использовалась для передвижения пятигорского трамвая, освещения городов-курортов и для работы электромоторов, подающих воду в ванные здания. Мощность станции была 800 кВт. Этого хватало ещё и для движения грузового трамвая в Кисловодске, перевозившего нарзан в бутылках от завода до станции Минутка.
Проект первых двух трамвайных линий (от железнодорожного вокзала до Елизаветинской галереи и от парка «Цветник» до Провала) разработал инженер Фридман С. М. Он же и управлял первым пробным запуском трамвайного вагона, который был осуществлён 1 сентября 1903 года и приурочен к столетию Кавказских Минеральных Вод. Напротив железнодорожного вокзала было построено трамвайное депо. Рельсы подходили прямо к железнодорожной платформе. Это было сделано для комфортного перемещения отдыхающих из поезда в трамвайный вагон.
Старое депо сохранилось и по сей день. Теперь там располагается ремонтная трамвайная станция, на территории которой выставлен один из первых вагонов - «босоножка», точь в точь такой, какой бегал по рельсам в начале XX века.
В это же время начал застраиваться «трамвайный район». Здания из жёлтого кирпича украсили главную улицу Царскую (сейчас проспект им. Кирова) со стороны привокзальной площади. Многие из них имели непосредственное отношение к трамваю. Так, в двухэтажном доме рядом с депо размещалось ремесленное училище, готовившее рабочих-трамвайщиков. А особняк напротив, тоже двухэтажный, построили братья Лейзерович, взявшие позже трамвай в аренду на 25 лет. Здесь же, недалеко от площади, были построены ведомственные дома для служащих трамвая.
Вторая трамвайная линия (парк Цветник – Провал) проходила мимо дачи-пансионата Эльзы Гукасовой, что принесло ей значительную популярность. Похожее на старинный замок здание можно увидеть и сейчас, а вот трамвайная линия на Провал не сохранилась. Виной тому, по мнению старожилов, случай, когда вагон, спускавшийся на большой скорости с горы, врезался в угловое здание. Пути были разобраны, и об этой линии забыли.
После революции началось активное развитие трамвайного дела. Добавилось несколько новых маршрутов: «Вокзал – Скачки», «Радоновые ванны – Мясокомбинат», «Железнодорожный вокзал – станция Горячеводская».
Несмотря на то, что во время войны 1941-45 гг вагоны были повреждены, тяговая подстанция разрушена, депо сгорело, а пути демонтированы по нескольким линиям, пятигорчанам удалось собственными силами восстановить и даже улучшить полюбившийся вид транспорта.
В послевоенные годы был проложен трамвайный путь на Белую Ромашку (новый микрорайон). Взамен устаревших вагонов в 1967 г приобретены удобные, быстроходные вагоны чехословацкого производства «Татры-3». А в девяностые годы XX века были проложены трамвайные пути к микрорайону Бештау и открыты два новых маршрута. В те же годы трамвайный парк пополнился новыми вагонами.
Каждый год в Пятигорск поезда везут отдыхающих. Прямо у вокзала пассажиров встречает пятигорский трамвай. Вагоны №№1, 3, 5 и 6 за 10 минут довозят до центра города, где и расположена курортная зона с многочисленными санаториями.
Сейчас трамвайные линии соединяют отдалённые районы с транспортными узлами города. Вагоны ходят регулярно. На маршрутах их около ста. Проблемы дорожных пробок для них не существует. Это самый удобный и экологичный вид транспорта в настоящее время.