К сравнению добавлено санаториев: 0
Нажмите на иконку рядом с
санаторием, чтобы добавить его в лист сравнения
Если от главного входа в ессентукский лечебный парк пройти немного вниз, можно увидеть питьевую галерею знаменитого источника № 17.
В 1841 году Ессентуки № 17 уже пользовались огромной популярностью. Воду этого источника применяли при различных болезнях желудочно-кишечного тракта. Место выхода источника было обнесено деревянной изгородью и накрыто дощатым навесом.
«Минеральная вода Ессентуки-17 применяется при лечении хронических гастритов с нормальной и пониженной кислотностью, синдрома раздраженной кишки, дискинезии кишечника, заболеваниях печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, хронического панкреатита. «Ессентуки № 17» стимулирует секрецию инсулина. Назначают воду больным сахарным диабетом, ожирением. Хорошо помогает эта минеральная вода при нарушении солевого и липидного обмена».
Первый проект галереи возле 17-го источника был разработан Джузеппе Бернардацци по заказу генерала Еммануеля, однако генерал после ранения вышел в отставку, и проект остался не реализованным.
В 1847 году архитектор Уптон по заказу следующего кавказского наместника князя Воронцова создал проект галереи для самого популярного ессентукского источника № 17. На тот момент еще не существовало курортного парка. Галерея должна была спасать отдыхающих не только от жары и стужи, но и от холодных ветров.
Галерею построили быстро. Уже к концу 1848 года возвели здание длиной 32 метра и шириной чуть более семи метров. Из окон фасадной части галереи открывался вид на вход в Нижний парк, угол северо-западной стороны примыкал к колодцу источника № 17, а противоположная часть перекрывала почти иссякший источник № 16. К началу строительства выход 16-го источника засыпали. Галерею сложили из белого известняка, добытого неподалеку в каменоломнях на реке Бугунта. Она стала первым капитальным зданием курортного назначения, построенным в Ессентуках. Перед галереей был устроен цветник.
В начале 1850-х годов в северном павильоне был сделан проточный бассейн. Вода в него поступала по деревянным трубам из источника № 17. Отдыхающие могли принимать воду непосредственно в галерее. Приблизительно в то же время в здании образовалось несколько трещин, и сместились замковые камни многих арочных проемов. Виною тому стал почти забытый источник № 16. Южную часть здания пришлось разобрать. Воду источника № 16 вывели к бассейну ближайших ванн.
Розлив минеральной воды «Ессентуки 17» так же начинался в этой галерее. Не придумали ничего лучше как пристроить к красивому зданию уродливую деревянную пристройку длиной 3 метра и шириной 6 метров. Этот «нарыв» на галерее вызвал множество нареканий, но розлив осуществлялся там вплоть до 1897 года.
Постепенно галерея стала центром курорта. С 1880 года здесь стали устраивать концерты, спектакли, танцевальные вечера. Во время курортного сезона в ней располагался кабинет старшего врача Ессентуков.
В 1901 году был пристроен большой летний театральный зал, который закрыл аркаду (галерею из арок). Питьевая галерея стала вспомогательной частью при театре. Деревянную пристройку расширили, облицевали камнем и сделали частью галереи. Вместо розлива минеральной воды там разместили театральный буфет, уборные комнаты, почтовое отделение, летний читальный зал. Арки были заложены.
Следующей серьезной реконструкции здание подверглось в 1950 году. В результате питьевой бювет оказался в центре зала. Потолок укрепили столбами. В центре повесили огромную люстру, а на западной стене – огромный портрет Сталина, возле которого всегда лежали свежие цветы.
От галереи, построенной Уптоном, практически ничего не осталось, лишь несколько фрагментов в северо-восточной части здания.